single-journal

Материалы заседания проблемной комиссии ученного совета МЗ РФ «Термические поражения»

6 марта 2001 года в Институте хирургии им. А.В.Вишневского РАМН состоялось заседание Проблемной комиссии «Термические поражения». Проблемная комиссия создана в соответствии с решением Ученого Совета МЗ РФ и утверждена министром Здравоохранения РФ в следующем составе:

Председатель комиссии

Фёдоров Владимир Дмитриевич - Директор Института хирургии им.А.В.Вишневского РАМН. Заведующий кафедрой хирургии ФПК ММА им.И.М.Сеченова, академик РАМН, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Государственных премий СССР и РФ. г.Москва.

Заместители председателя

Азолов Вадим Владимирович - Директор Нижегородского НИИТО МЗ РФ. Заслуженный деятель науки РФ, профессор. Лауреат Государственной премии СССР. г.Нижний Новгород.
Алексеев Андрей Анатольевич - Руководитель Научно-практического центра термических поражений МЗ РФ Института хирургии им.А.В.Виш-невского РАМН, Заведующий кафед-рой термических поражений, ран и раневой инфекции РМАПО, профессор, Лауреат Государственной Премии РФ. г.Москва.

Ученый секретарь

Жегалов Валерий Аркадьевич - Ведущий научный сотрудник отдела организации и перспективного планирования НИР Нижегородского НИИТО, к.м.н., доцент г.Нижний Новгород.

Члены комиссии

  1. Атясов Николай Иванович
    Заведующий кафедрой медицинского факультета Мордовского Госуниверситета, научный руководитель Мордовского республиканского ожогового центра, профессор. Заслуженный деятель науки РФ и Мордовской республики. г.Саранск.
  2. Альтшулер Евгений Михайлович
    Руководитель ожогового центра ГБ N 2, к.м.н., г.Кемерово.
  3. Будкевич Людмила Иасоновна
    Руководитель Московского детского ожогового центра ДГКБ N 9 им.Г.Н.Сперанского, д.м.н., доцент,Лауреат Государственной премии РФ. г.Москва
  4. Воздвиженский Сергей Иванович
    Руководитель отделения термических поражений НИИ педиатрии и детской хирургии, профессор, Лауреат Государственной премии РФ г.Москва.
  5. Дмитриев Григорий Иванович
    Ведущий научный сотрудник Рос-сийского ожогового центра Нижегородского НИИТО, д.м.н.. Лауре-ат премии Правительства РФ. г.Нижний Новгород.
  6. Кичемасов Сямиула Ханяфьевич
    Начальник кафедры и клиники термических поражений ВМА, про-фессор, Лауреат премии Прави-тельства РФ. г.Санкт-Петербург.
  7. Коростелев Михаил Юрьевич
    Руководитель межрегионального ожогового центра ГБ N 6. г.Челябинск.
  8. Куренной Николай Александрович
    Руководитель Краснодарского межрегионального ожогового цент-ра краевой клинической больницы, к.м.н., доцент. г.Краснодар.
  9. Левин Григорий Яковлевич
    Руководитель научной группы Нижегородского НИИТО. профессор. г.Нижний Новгород.
  10. Малахов Сергей Федорович
    Заведующий кафедрой пластической хирургии и эстетической медицины МАПО, профессор. Лауреат премии Правительства РФ. г. Санкт-Петербург.
  11. Матчин Евгений Николаевич
    Руководитель Тульского областного ожогового центра областной кли-нической больницы, д.м.н. г.Тула.
  12. Мороз Виктор Юрьевич
    Руководитель отделения реконструктивно-восстановительной и пластической хирургии Института хирургии им.А.В.Вишневского РАМН профессор. Лауреат премии Правительства РФ.г. Москва.
  13. Перетягин Сергей Петрович
    Руководитель Российского ожогового центра Нижегородского НИИТО, д.м.н, г.Нижний Новгород.
  14. Смирнов Сергей Владимирович
    Руководитель Московского городско-го ожогового центра НИИ скорой по-мощи им. Н. В. Склифосовского,профес-сор. г.Москва.
  15. Филимонов Александр Александрович
    Руководитель Самарского межреги-онального центра термических пора-жений и пластической хирургии ГКБ N I им.Н.И.Пирогова, к.м.н., доцент. г.Самара.
  16. Хунафин Саубан Нурлыгаянович
    Заведующий кафедрой скорой меди-цинской помощи и медицины катаст-роф Башкирского Госмедуниверситета, профессор, член-корр. РАЕН. г.Уфа.
  17. Яковлев Владимир Петрович
    Заведующий лабораторией профилак-тики и лечения бактериальных инфек-ций Института хирургии им. А. В. Виш-невского РАМН, профессор. г.Москва.
  18. Якунин Геннадий Степанович
    Главный врач 7-ой городской боль-ницы г.Саратова (Межрегиональный ожоговый центр). г.Саратов.

Заседание открыл председатель проблемной комиссии, директор Института хирургии им. А.В.Вишневского РАМН, академик РАМН В.Д. Федоров. В своем выступлении он подчеркнул актуальность создания Проблемной комиссии по термическим поражениям, исходя из состояния здоровья населения страны в целом и необходимости решения вопросов лечения пострадавших от ожогов.

В ходе заседания были обсуждены следующие вопросы:

  1. Итоги работы ожоговых центров за последние десятилетия: достижения и трудности, нерешенные вопросы. (Доклад профессора В.В.Азолова, доцента В.А.Жегалова)
  2. Развитие координации и кооперации научных исследований по проблеме термических поражений в России. (Доклад академика РАМН В.Д. Федорова, профессора А.А. Алексеева)

Тексты докладов приводятся ниже.

  1. Развитие современных информационных технологий. (Доклад Н.А.Пономаревой)

В.В.Азолов, В.А.Жегалов

Итоги работы ожоговых центров России за последнее десятилетие: достижения, трудности и нерешенные вопросы

Организационная структура ожоговой службы России

В Российской Федерации (РФ) к настоящему времени функционирует 80 ожоговых отделений, в них развернуто 3403 койки, из которых 910 (26,7%) — для детей. Ряд наиболее крупных ожоговых центров страны состоят из трех или двух отделений. Так, в Российском ожоговом центре (РОЦ) МЗ РФ в Нижнем Новгороде имеется 3 отделения по 40 коек, в межтерриториальном ожоговом центре г. Саратова — 2 отделения на 60 и 40 коек, (100 коек), в Московском детском городском ожоговом центре на базе ДКГБ N 9 — 2 отделения по 30 коек. В связи с этим количество ожоговых центров (77) меньше, чем число ожоговых отделений (80).

Распределение ожоговых отделений РФ в зависимости от их коечной мощности представлено в таблице 1.

Из данных, представленных в таблице, можно видеть довольно отчетливую тенденцию к росту численности ожоговых отделений с относительно малой коечной мощностью от 15 до 35 коек — с 16,9 до 20% от общего числа специализированных отделений. Вместе с тем, основу ожоговой службы РФ составляют отделения мощностью от 40 до 60 коек, удельный вес которых, в среднем, составляет 78,1%, при этом больше половины из них (55%) имеют коечную мощность 40-45 коек.

За последние 10 лет ряд ожоговых отделений расформированы (в городах Комсомольске на Амуре, Смоленске, Рождествено Тульской области, Каспийске в Республике Дагестан, перестал сущестовать ожоговый центр в Грозном). С другой стороны, за эти же годы открыты ожоговые отделения в Белгороде, гор. Токсово Ленинградской области, Майкопе и Якутске, специализированные детские ожоговые отделения в Воронеже, Екатеринбурге и Казани. Последний факт обращает на себя внимание. Детских ожоговых отделений в настоящее время стало 9 (по одному в гор. Воронеже, Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Ростове на Дону, Санкт-Петербурге и три — в Москве), в целом они располагают 300 койками. Кроме того, намечается тенденция к возрастанию числа ожоговых отделений, выделивших у себя койки для детей (Таблица 3).

Отмеченная тенденция с теоретических и практических позиций, несомненно, полностью оправдана. Это связано с достаточно большим удельным весом детей среди всех госпитализируемых в ожоговые отделения (32,5% в 2000 г.) и возрастанием тяжести термической травмы у детей.

Необходимо отметить, что в 17 административных территориях РФ, несмотря на изданные в прошлые годы приказы МЗ СССР и РСФСР, специализированные ожоговые отделения не развернуты, но в хирургических или травматологических отделениях выделены так называемые профилированные «ожоговые койки (Таблица 4).

Вместе с тем, вопрос о фактической необходимости открытия в названных административных территориях специализированных ожоговых отделений, по-видимому, нельзя рассматривать однозначно только в этом плане. Необходимо изучить уровень ожогового травматизма в этих регионах, нуждаемость в госпитализации среди пострадавших, показатели летальности, временной нетрудоспособности, инвалидности среди пациентов, возможности и условия их транспортировки в соседние области, где развернуты специализированные ожоговые центры, а также провести экономические расчеты и определить рентабельность открытия новых ожоговых центров в 17 названных регионах РФ. Эта научно-организационная работа фактически еще не проводилась.

Причины термического травматизма и его динамика среди взрослых и детей

Основными причинами термического травматизма служат бытовые травмы (ожоги кипятком, пламенем, электротермические поражения), на их долю в настоящее время приходится 90-94%. Производственные термические травмы, по данным отчетов ожоговых отделений и центров РФ за 1997-2000 гг., встречаются лишь у 6-10% взрослых пострадавших. В предыдущее десятилетие с ними госпитализировали 18-23% больных. Вместе с тем, следует отметить, что в 1999-2000 гг. наметилась тенденция к росту частоты производственных травм среди обожженных, что косвенно отражает оживление в промышленности.

Обращает на себя внимание динамика ожогового травматизма в России за последние 18 лет (1981-1998 гг.) среди взрослых и детей и летальности среди госпитализированных больных (Таблица 5).

Из данных, представленных в таблице 5, видно, что, несмотря на общее сокращение численности госпитализируемых с ожогами (особенно в 1996-1998 гг.), летальность среди взрослых пострадавших, по сравнению с последними тремя годами из предыдущих 9 лет, возросла практически в 2 (1,87) раза. В целом, если сравнивать представленных два 9-летних периода, то летальность среди взрослых в 90-х гг. возросла в 1,5 раза, а среди детей, напротив, снизилась в 1,3 раза. Что касается взрослых, то этот факт можно, с одной стороны, объяснить заметно возросшей тяжестью термической травмы, с которой их приходиться госпитализировать. Ощутимую роль играет значительное ухудшение материального и финансового обеспечения специализированных ожоговых центров. На уменьшении летальности среди детей сказываются, скорее всего, несколько факторов. По сравнению со взрослыми, у детей значительно реже наблюдаются тяжелые обширные ожоги; тяжелым детям, как правило, уделяется заметно больше внимания и делается всё возможное для спасения жизни, чем взрослым пациентам, среди которых 60-80% являются алкоголиками, наркоманами, бомжами и т.п. Кроме того, уменьшение численности детского населения страны сказывается и на сокращении абсолютных показателей госпитализации детей в ожоговые, хирургические и травматологические отделения ЛПУ РФ, что хорошо видно на примере 1996-1998 гг. (в сравнении с аналогичными 1987-1989 гг.). Об этом же свидетельствует уменьшение удельного веса детей среди госпитализированных во все лечебные стационары РФ с 47,4% в 80-е гг. до 42,5% в 1996-1998 гг. Напомним, что в ожоговых центрах детей в 2000 г. было 32,5 среди всех госпитализированных.

Поэтому рост общей летальности среди обожженных следует объяснять исключительно её увеличением среди взрослых пациентов.

Тем не менее, успокаиваться еще рано. С учетом достаточно высокого удельного веса детей среди всех госпитализируемых (свыше 30% в ожоговых центрах и 40% во всех стационарах России) целесообразно рекомендовать Минздраву России рассмотреть вопрос о необходимости открытия в обозримом будущем специализированных детских ожоговых отделений (мощностью от 20 коек) в городах-мегаполисах Российской Федерации с населением свыше 1-1,5 млн чел., где таковых отделений сегодня нет — во Владивостоке, Кемерово, Краснодаре, Красноярске, Новосибирске, Омске, Перми, Самаре, Уфе и Челябинске.

Следует признать тревожной и абсолютно неправомерной наметившуюся со стороны ряда региональных органов здравоохранения (Смоленск, Челябинск, Владимир и др.) к закрытию или реорганизации ожоговых центров, сокращению их штатной структуры, уменьшению занимаемых ими площадей, слиянию ожоговых отделений с отделениями гнойной хирургической инфекции (последнее, произошедшее во Владимире, особенно недопустимо), лишению их статуса межтерриториальных ожоговых центров, определенного приказом МЗ РСФСР N 54 от 03.04.91 (что намечалось, например, в Челябинске).

Просить Департамент медицинской помощи населению и Управление охраны здоровья матери и ребенка совместно с Департаментом экономики здравоохранения МЗ РФ рассмотреть возможность возвращения к принятой в прежние годы практике целевого обеспечения ожоговых отделений и центров России антибактериальными препаратами широкого спектра действия, инфузионными средами, препаратами крови, а также хирургическим инструментарием, анестезиологической, реанимационной аппаратурой для слежения и управления витальными функциями организма и регулярного, не реже чем через 3-4 года, обновления этой аппаратуры.

Штаты и кадры ожоговых отделений РФ, выделение специальности

В соответствии с фактически существующим штатным расписанием ожоговых отделений Российской Федерации (по данным за 1999 г.) они располагают 1311 ставками врачебных должностей, из которых физическими лицами заняты 764 (58,3%). Из них для врачей-комбустиологов предусмотрено выделение 768,4 штатных единиц (шт. ед.), из которых фактически заняты 509 (66,2%). Эти сведения более подробно представлены в таблице 6.

Согласно представленным в таблице сведениям, укомплектованность ожоговых центров основными врачебными специальностями — комбустиологами и анестезиологами — не превышает 66-68%. Более того, должности врачей-анестезиологов введены в штатное расписание только 52 (65%) из 80 ожоговых отделений. Именно в них, как показано в таблице, укомплектованность штатами врачей-анестезиологов составляет 68,4%. В остальных ожоговых отделениях анестезиологов в штате нет и их приглашают эпизодически или регулярно из других клинических отделений базового лечебного учреждения. С учетом большого количества многократных перевязок и оперативных вмешательств, выполняемых обожженным, как правило, под наркозом, правомерен вывод о том, что отсутствие в штате «своих» анестезиологов, безусловно, отрицательно сказывается на качестве оказания специализированной помощи больным с ожогами.

Не должны вводить в заблуждение высокие цифры укомплектованности штатов физическими лицами врачей-терапевтов, педиатров и психотерапевтов (в число последних включены также имеющиеся в отдельных отделениях психиатры, психоневрологи, медицинские психологи). Так, должности терапевтов выделены в штате 49 (61,2%) из 80 ожоговых отделений. При этом только в 27 из этих 49 центров терапевты являются «своими», т.к. работают на полную ставку, в остальных они совмещают на 0,25-0,5 шт. ед., т.е. работают по приглашению и эпизодически. Необходимость же постоянного участия терапевта в лечении тяжелообожженных совершенно очевидна, если учесть частоту развития осложнений ожоговой болезни и их влияние на её прогноз.

Та же картина выявляется при оценке роли педиатров в работе 61 ожогового отделения (52 из которых выделили у себя детские койки и 9 детских ожоговых отделений). Должности педиатров предусмотрены в штате 41 из этих центров (67,2%). Тем не менее, в них на полную ставку работают только 22 врача, остальные 25 — на 0,25 — 0,5 ставки.

Штатные должности других специалистов (реабилитологов, врачей по ЛФК, окулистов, отолярингологов, физиотерапевтов) по 0,25-0,5-1,0 ставки выделены всего в 16 (20%) из 80 ожоговых отделений, причем только в 8 из них на полную ставку работают врачи ЛФК и реабилитологи. Этот факт свидетельствует о том, что вопросу о необходимости широкого внедрения в лечебный процесс методов ранней реабилитации пострадавших и профилактики различного рода контрактур (мио-, артро- и десмогенных) руководители ожоговых центров и отделений не уделяют или не могут уделять (в связи с недостаточным финансированием) должного внимания.

Медицинскими сёстрами (палатными, перевязочными, операционными, процедурными и др.) ожоговые отделения укомплектованы лишь на 69,9%. С другой стороны, учитывая невысокую заработную плату сестер, сложившееся положение позволяет многим из них работать по совместительству, что предупреждает излишнюю текучесть опытных и потому очень ценных кадров.

Наиболее неблагополучное положение сложилось с младшими медицинскими сестрами (санитарками), более половины ставок которых (57,3%) не заняты физическими лицами. При этом в 45 ожоговых отделениях (56,3%) из 80 укомплектованность младшим медицинским персоналом не достигает 35% от штатной численности, а в 10 (12,5%) — составляет лишь13,5%. Тяжелая физически и в моральном плане работа младших медицинских сестер по уходу за больными, крайне низкая заработная плата (несмотря на надбавки за вредность и льготы по исчислению пенсионного трудового стажа) способствуют высокой текучести кадров и поддерживают неукомплектованность их штатного состава.

Следует иметь ввиду, как указано ранее, что в 17 административных территориях России специализированных ожоговых отделений нет (Таблица 4), но в хирургических и травматологических отделениях ЛПУ этих территорий выделены 237 коек для лечения обожженных. Их лечением занимаются врачи травматологи-ортопеды, хирурги, анестезиологи-реаниматологи, большинство которых не имеет соответствующей подготовки (усовершенствования) по термической травме на циклах МАПО. Закономерным следствием этого является снижение качества лечения, рост летальности и инвалидности среди пострадавших. Наиболее целесообразными выходами из существующей много лет порочной ситуации были бы либо открытие ожоговых отделений в этих регионах, либо, где это по каким-либо причинам пока невозможно, выделение штатных должностей врачей-комбустиологов в тех хирургических или травматологических отделениях, где профилированных ожоговых коек развернуто 8 и более (в соответствии со штатными нормативами, определенными приказом МЗ РСФСР N 54 от 03.04.91). Таким образом, на 237 коек потребовалось бы почти 30 штатных единиц специалистов-комбустиологов.

Нельзя не учитывать и того факта, что почти 3/4 всех зарегистрированных обожженных лечатся амбулаторно. Так, по данным за 3 года (1996-1998 гг.) в целом по стране среднее ежегодное число зарегистрированных пострадавших от ожогов составило 512493 чел. Из них госпитализированы 134951 чел. (26,3%), остальные 377542 (73,7%) больных с ограниченными и, как правило, поверхностными ожогами лечились амбулаторно. В то же время в поликлиническом звене специалистов-комбустиологов, как известно, нет, что отрицательно влияет на качество и, соответственно, сроки лечения и временной нетрудоспособности пострадавших. Положительный опыт, накопленный в ряде крупных ожоговых центров (Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Самары, Уфы), организовавших как амбулаторный, так и консультативный прием амбулаторных и диспансерных больных на базе своих приемных покоев или специализированных травмпунктов, несомненно, заслуживает распространения. Это означает, что для повышения качества амбулаторно-поликлинической помощи больным с ожогами в штатную структуру крупных городских поликлиник (консультативных, межрайонных или районных) в городах РФ с населением более 1 млн чел. следует вводить должность врача-комбустиолога или выделять необходимое по масштабам амбулаторно-диспансерной работы число штатных единиц врачей комбустиологов в упомянутых выше ожоговых центрах. Однако этот вопрос нуждается в дальнейшем изучении для разработки научно обоснованных критериев определения потребности в оказании специализированной медицинской помощи обожженным в амбулаторно-поликлинических условиях, т.к. нормы приема для врачей травматолога или хирурга могут не соответствовать специфике работы врача-комбустиолога (необходимость перевязки практически каждого больного, большие затраты времени на их осуществление, проведения кратковременного общего обезболивания во время перевязок у значительного числа пациентов и т.д.).

Помимо приведенных данных о штатной численности врачей-специалистов в ожоговых отделениях и центрах Российской Федерации (Таблица 6), потребности в них в непрофильных лечебных учреждениях и в поликлиническом звене, нельзя упускать из виду и то, что в существующих социально-экономических и политических условиях медицинская и социальная роль врача-специалиста по термическим повреждениям значительно возрастает.

Необходимо отметить, что в большинстве цивилизованных стран мира в номенклатуре врачебных должностей десятки лет назад выделена специальность «термические поражения» и «пластическая хирургия», врачи этого профиля объединены в официально признанные общества и ассоциации, издаются многочисленные журналы, созываются международные конгрессы по проблеме ожогов. Только в нашей стране лечением обожженных занимаются специалисты разного профиля — в одних ожоговых центрах (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Уфа и т.д.) они числятся хирургами, в других (Нижний Новгород, Пермь, Кемерово и др.) — травматологами-ортопедами. Это вносит ненужные трудности и усложняет подготовку, переподготовку и аттестацию кадров комбустиологов, проведение научной и научно-организационной работы в центре и в регионах Российской Федерации. Жизнь и практика показывают настоятельную необходимость введения единой специальности специалиста по термическим поражениям.

Таким образом, в дополнение к приказу МЗ РФ N 337 от 27.08.99 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» просить Минздрав России ввести в номенклатуру специальностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения Российской федерации новую специальсность «термические поражения». При положительном решении вопроса считать её специальностью, требующей углубленной подготовки (переподготовки) специалистов через интернатуру, ординатуру и аспирантуру с выдачей сертификата.

Основание для введения: штатная численность врачей специалистов в специализированных ожоговых отделениях, превышающая 1300 ед.; необходимость введения их в поликлиническое звено, в штатную структуру хирургических и травматологических отделений, развернувших профилированные ожоговые койки.

Полноценное лечение тяжелообожженных остается одним из самых трудоёмких, длительных и дорогостоящих в современной медицине. Так, расходы на стационарное лечение в Российском ожоговом центре одного больного с ожогами на площади свыше 30% поверхности тела в 1999 г. составили, в среднем, 307 тыс. рублей, а в целом за год на таких больных — 92 млн рублей.

Не получили оптимального решения вопросы обеспечения населения различных регионов страны специализированной медицинской помощью при ожогах. Функционирующие в стране ожоговые центры из 140 тысяч ежегодно нуждающихся в госпитализации обожженных в состоянии пролечить лишь 23%. Отчасти это связано с недостаточным числом ожоговых коек — 0,26 против 0,4 по нормативу на 10 тыс. населения. Так, в 17 регионах страны (в Архангельской, Мурманской, Магаданской областях, Сахалине, Камчатке и др.) ожоговых отделений нет до сих пор. Наряду с этим, ухудшение работы станций санавиации (недостаток ГСМ) и финансового положения семей пострадавших привело к несвоевременному переводу тяжелообожженных в ожоговые центры, особенно в иногородние. Поэтому значительная часть больных теперь остается в периферических лечебных учреждениях до окончательного исхода травмы. У пострадавших, все же переводимых в ожоговый центр, в результате некомпетентного лечения, как правило, уже имеются тяжелые осложнения ожоговой болезни — сепсис, пневмония, кардит, гнойные артриты, ожоговое истощение и др.

Всё это не только способствует повышению летальности, но и создаёт в ожоговых центрах трудности с выполнением плана койко-дней, вынуждает их использовать свои дефицитные койки не для приоритетного лечения тяжелообожженных (в 1997 г. 12% коек отводилось для непрофильных больных, 9% — для планового, преимущественно консервативного, лечения пациентов с последствиями ожогов).

Вопрос о рациональном использовании дорогостоящего коечного фонда ожоговых центров страны приобретает, таким образом, не только медицинское, но и социально-экономическое значение. С этих позиций требует пересмотра прежняя методика развертывания специализированных отделений только по регионально-демографическому принципу. В условиях внедрения нового хозяйственного механизма в работу лечебных учреждений, несомненно, будет более оправдан и рентабелен метод планирования размещения ожоговых центров, основанный на статистически достоверном учете региональных уровней термического травматизма, отбора на госпитализацию, сроков и качества лечения и связанных с ними показателей летальности, инвалидности и временной нетрудоспособности. В конечном счете именно такой подход поможет определить фактическую потребность населения каждой административной территории в ожоговых койках и добиться оптимального их размещения с улучшением организации медицинской помощи обожженным.

Государственного решения требует проблема профилактики и устранения инвалидности у обожженных. Накопленный Нижегородским НИИ травматологии и ортопедии с военных лет ценнейший опыт восстановительной хирургии, связанный с именами выдающихся ученых-практиков Н.Н.Блохина, Б.В.Парина, М.В.Колокольцева, и заложенные ими прогрессивные традиции сберегательного лечения позволили добиться серьёзных успехов в решении этой проблемы. Известно, что среди впервые ставших инвалидами от различных травм обожженные составляют от 1,5 до 23% (Пономарева Н.А. и соавт., 1986; Герасимова Л.И. и соавт.,1988; Корнилов Н.В. и Шапиро К.И., 1996), а уровень инвалидности от термических травм многие годы остается стабильно высоким, несмотря на развитие технологии их лечения. Проведенные в Нижегородском НИИТО исследования по изучению этой проблемы показали, что половина (48,5%) всех случаев потери трудоспособности приходится на глубокие ожоги или отморожения кистей, у 20% больных причиной инвалидности служило несвоевременно предпринятое хирургическое лечение глубоких ожогов других локализаций, у 14% — игнорирование в послеоперационном периоде мероприятий по раннему предотвращению рубцовых контрактур и деформаций. Разработка и внедрение в институте системы комплексной реабилитации обожженных и реконвалесцентов позволило в 2 раза снизить уровень инвалидности среди пациентов с поражением области крупных суставов конечностей, в течение 3-х лет после травмы восстановить трудоспособность и социальную активность у 57,3% инвалидов, а в последующие годы — еще у 14,5% пациентов.

Дальнейшее развитие этого перспективного направления возможно лишь при системном внедрении экономически эффективных форм организации медицинской помощи больным, перенесшим термическую травму — специализированных кабинетов (травмпунктов) амбулаторного и диспансерного приёма, стационаров дневного пребывания и отделений реабилитации при ожоговых центрах или в поликлиниках, отделений сестринского ухода (стационаров на дому). Для отслеживания динамики социально и экономически важных показателей временной нетрудоспособности и инвалидности среди лиц, перенесших термическую травму, требуется введение новых форм точного учета в учреждениях социальной защиты, а в лечебно-профилактических учреждениях — современных медицинских и экономических критериев (стандартов) качества медицинской помощи обожженным на всех этапах эвакуации.

Приложение: таблицы NN 1 — 6

Таблица 1. Распределение ожоговых отделений по их коечной мощности в 1991-2000 гг.

N п/п

Число коек в ожоговом отд. (ОО)

1991 г.

1995 г.

2000 г.

Число ОО в %% к общ.числу Число ОО в %% к общ.числу Число ОО В %% к общ.числу
1. 15-25 2 2,6 3 3,75 4 5,0
2. 30-35 11 14,29 9 11,25 12 15,0
3. 40-45 45 58,44 47 58,75 44 55,0
4. 48-50 3 3,89 5 6,25 5 6,25
5. 60 12 15,58 11 13,75 10 12,5
6. 70-80 4 5,2 5 6,25 5 6,25
Всего отделен. 77 100,0 80 100,0 80 100,0

 

Таблица 2. Динамика коечной мощности ожоговых центров МЗ РФ в 1991-1999 гг.

N

Располо-
жение отделения (центра)

1991 г.

1995 г.

1999 г.

Примечания
(дробь: числитель — всего коек; знаменатель — детских коек)

Год откры-
тия

Всего коек в т.ч. дет. Всего коек в т.ч. дет. Всего коек в т.ч. дет.
1 Астрахань 40 - 40 - 35 - Сокращено на 5\0 коек 1980
2 Барнаул 60 10 50 10 40 10 Сокращено на 20\0 коек 1979
3 Белгород - - - - 40 10 Открыто вновь 1995
4 Березники (Перм.обл.) 40 5 40 5 40 5 1971
5 Благовещенск 30 10 40 10 40 10 Увеличено на 10\0 коек 1971
6 Брянск 40 10 40 10 45 10 Увеличено на 5\0 коек 1975
7 Владивосток 40 20 40 20 40 20 1973
8 Владикавказ 30 12 30 12 30 12 1988
9 Владимир 40 - 40 - 60 - Добавлены 20 коек хир. инфекции 1991
10 Волгоград 40 10 40 10 40 10 1981
11 Воронеж 45 - 45 45 - 1971
12 Воронеж - - - - 30 30 Открыто вновь 1996
13 Грозный 30 10 30 10 - - Разрушен войной 1966
14 Екатеринбург 45 - 45 - 40 - Сокращено на 5 коек 1986
15 Екатеринбург - - 30 30 20 20 Открыто вновь. Сокращ. на 10\10 к. 1993
16 Ижевск 30 10 30 10 30 10 1972
17 Иркутск 40 10 60 10 60 15 Увеличено на 20\5 коек 1970
18 Йошкар-Ола 40 10 40 10 40 10 1983
19 Казань 40 - 40 - 40 - 1982
20 Казань - - 40 40 40 40 Открыто вновь 1994
21 Калининград 40 15 40 15 40 15 1982
22 Каспийск (Р. Дагест.) 45 15 - - - - Расформировано с переводом в Махачкалу 1975
23 Кемерово 60 20 60 20 50 10 Сокращено на 10\10 коек 1983
24 Киров 40 10 40 10 40 10 1979
25 Комсомольск н/Ам. - - 30 - - - Расформировано: 10 коек в ГБ N7 : коек в ЦРБ Амурска (1998) 1993
26 Кострома 40 4 40 4 40 4 Функционир.совм.с хир.отделен. 1990
27 Краснодар 60 20 60 20 60 15 Сокращено на 0\5 дет. коек 1972
28 Красноярск 60 20 70 20 70 20 Увеличено на 10\0 коек 1968
29 Курган 30 10 30 10 30 10 1987
30 Курск 40 10 40 10 40 10 1986
31 Кызыл (Респ. Тува) 25 - 25 20 - Сокращено на 5\0 коек 1987
32 Липецк 40 - 40 - 40 - 1982
33 Майкоп - - 15 - 20 - Открыто вновь.Увеличено на 5\0 к. 1994
34 Махачкала 45 15 45 15 30 15 Сокращено на 15\0 коек 1975
35 Москва, ИХ РАМН 70 - 70 - 60 - Временно на ремонте,функц.20 коек 1953
36 Москва, НИИСП 60 - 60 - 50 - Сокращено на 10\0 коек при переезде в новый корпус в 1995 г. 1966
37 Москва, ГКБ N 36 60 - 60 - 60 - 1988
38 Москва, ДГКБ N 9 30 30 30 30 30 30 1972
39 Москва, ДГКБ N 9 30 30 30 30 30 30 1988
40 Люберцы Моск. обл. 30 30 30 30 30 30 1988
41 Набережные Челны 40 15 40 15 40 15 1978
42 Нальчик 20 7 20 7 20 7 1989
43 Нижне-
вартовск
40 5 40 5 40 10 Увеличено на 0\5 коек 1978
44 Ново-
кузнецк
40 10 40 10 40 5 Сокращено на 0\5 коек 1975
45 Ново-
сибирск
50 - 50 - 48 12 Сокращено на 2\0, выделены 12 д.к. 1991
46 Омск 60 15 60 15 60 15 1964
47 Орёл 40 10 40 10 40 10 1972
48 Оренбург 40 10 40 10 30 10 Сокращено на 10 коек 1974
49 Пенза 40 10 40 10 40 10 1973
50 Пермь 60 20 60 20 60 20 1972
51 Прокопьевск 40 10 40 10 35 10 Сокращено на 5 коек 1961
52 Рождествено Тульской Области 30 - - - - - Расформировано при увеличении мощн. Тульского ОЦ в 1992 г. 1987
53 Ростов на Дону 60 - 60 - 60 - С 1987 — в БСМП N 2 1973
54 Ростов на Дону 40 40 40 40 40 40 1987
55 Рязань 50 15 50 15 40 15 Сокращено на 10\0 коек 1968
56 С.-Петербург, ДГБ N 1 40 40 40 40 40 40 1982
57 С.-Петербург, НИИСП 75 - 75 - 60 - Сокращено на 15 коек 1977
58 Самара 75 25 75 25 75 25 1968
59 Саранск 30 5 40 10 40 10 Увеличено на 10\5 коек с 1994 г. 1975
60 Саратов 1-е отд. 60 - 60 - 60 - 1969
61 Саратов 2-е отд. 40 - 40 20 40 20 Выделены 20 дет. коек с 1995 г. 1978
62 Смоленск 40 10 40 10 - - Расформировано в 1997 г. — влито в хирургич. отделение 1983
63 Ставрополь 40 10 40 10 40 10 1984
64 Стерлитамак 40 10 40 10 40 10 1989
65 Сургут 60 - 40 - 40 - Сокращено на 20\0 коек 1990
66 Сыктывкар 35 10 40 10 30 6 Сокращено на 10\4 койки 1988
67 Тамбов 40 7 40 7 40 7 1972
68 Тверь 40 - 40 - 40 - 1976
69 г.Токсово Ленингр.обл. - - - - 30 - Откр. вновь как обл. центр 1998
70 Тольятти 40 15 40 15 40 10 Сокращены 0/ 1986
71 Томск 40 10 50 10 50 10 Увеличено на 10\0 коек 1970
72 Тула 40 10 60 10 60 10 Увелич. На 20\0 к. при асформиров. Ожог. отд. в Рождествено Т.обл. 1974
73 Тюмень 60 20 60 20 60 20 1973
74 Ульяновск 40 10 40 10 40 8 Сокращены 2 дет. койки 1974
75 Уфа 80 20 80 20 80 20 1966
76 Хабаровск 40 15 40 15 40 15 1974
77 Чебоксары 50 10 40 10 40 10 Сокращено на 10\0 коек 1978
78 Челябинск 40 15 45 15 40 15 1978
79 Череповец 40 - 40 - 40 - 1984
80 Чита 40 10 40 10 40 10 1974
81 Якутск - - 50 10 50 15 Открыто вновь.Увеличено на 0\5 к. 1993
82 Ярославль 40 10 40 10 40 4 Сокращены 6 дет. коек 1972
83 Н.Новгород, РОЦ, 1-е отд 40 - 40 - 40 - Функции РОЦ выполняет с 1966 г. 1961
84 РОЦ , детское отд. 40 40 40 40 40 40 - 1976
85 РОЦ, 2-е отделение 40 - 40 - 40 - 1978
Итого коек 3400 815 3510 905 3403 910
Функционирующих отделений 77 80 80 Изменения произошли в 42 (52,5%) ОЦ

 

Таблица 3. Динамика численности ожоговых коек для детей в 1991-1999 гг.

NN п/п

Показатели \ Годы

1991 г.

1995 г.

1999 г.

1. Число ожоговых отделений, выделивших часть коек для лечения детей 50 53* 52**
2. Число детских коек в них 605 625* 610**
3. Число детских ожоговых отделений 6 8 9
4. Число коек в них 210 280 300
5. Общая численность детских коек 815 905 910

* несмотря на закрытие ожогового отделения в Каспийске (с 15 детскими койками);
** несмотря на закрытие отделений в Грозном (10 коек) и Смоленске (10 коек)

 

Таблица 4. Административные территории России, не имеющие ожоговых отделений

Наименование территорий

Количество ЛПУ с профилированными ожоговыми койками

Количество этих коек в хирургических и травматологических отделениях

1. Архангельская область 1 10
2. Алтайская республика 1 10
3. Республика Бурятия 2 15
4. Еврейская автономная область - -
5. Ивановская область 1 10
6. Республика Калмыкия 1 10
7. Калужская область 1 10
8. Камчатская область 3 20
9. Республика Карачаево-Черкессия 1 10
10. Республика Карелия 2 10
11. Магаданская область 1 8
12. Мурманская область 7 45
13. Новгородская область 4 30
14. Псковская область 2 10
15. Сахалинская область 1 5
16. Смоленская область 1 35
17. Республика Хакассия - -
Итого: 29 237

 

Таблица 5. Показатели госпитализации и летальности среди больных с ожогами в России в 1981-1998 гг.*

Годы

Взрослые

Дети

Всего

Госпита-
лизиро-
ваны
Умер-
ли
Леталь-
ность (%%)
Госпита-
лизиро-
ваны
Умер-
ли
Леталь-
ность (%%)
Госпита-
лизиро-
ваны
Умер-
ли
Леталь-
ность (%%)
1981 103247 3013 2,92 39738 830 2,09 142985 3843 2,69
1982 105156 2834 2,70 49412 795 1,61 154568 6463 4,18
1983 104349 3174 3,04 44735 829 1,85 149084 4003 2,68
1984 108899 3310 3,04 45771 935 2,04 154670 4245 2,74
1985 104688 3161 3,02 48488 881 1,82 153176 4042 2,64
1986 96852 2197 2,27 50911 785 1,54 147763 2982 2,02
1987 105182 2364 2,25 53550 707 1,32 158732 3071 1,93
1988 104448 2527 2,42 55796 633 1,13 160244 3160 1,97
1989 102965 2777 2,70 55354 707 1,28 158319 3484 2,20
За 9 лет 935786 25357 2,71 443755 7102 1,60 1379541 35293 2,56
1990 105425 2766 2,62 54047 677 1,25 159472 3443 2,16
1991 106866 3088 2,89 51665 701 1,36 158531 3789 2,39
1992 109053 3663 3,36 50370 739 1,47 159423 4402 2,76
1993 113784 5521 4,85 48565 810 1,67 162349 6331 3,90
1994 118766 6550 5,51 44922 571 1,27 163688 7121 4,35
1995 111536 5173 4,64 42783 548 1,28 154319 5721 3,71
1996 100606 4829 4,80 42148 458 1,09 142754 5287 3,70
1997 93616 4135 4,42 40470 379 0,94 134086 4514 3,37
1998 89737 4078 4,54 38275 322 0,84 128012 4400 3,44
За 9 лет 949389 39803 4,19 413245 5205 1,26 1362634 45008 3,30

 

Таблица 6. Укомплектованность кадрами медицинского персонала ожоговых отделений
(по состоянию на 01.01.2000 г.)

Долж-
ности\
Показа-
тели

Всех вра-
чей

Ком-
бусти-
оло-
гов

Анес-
тези-
оло-
гов

Тера-
пев-
тов

Педиа-
тров

Психо-
тера-
пев-
тов

Др. специ-
алис-
тов

Медиц. сестёр

Млад-
ших м/с

Штатных единиц 1311 768,5 425,25 39 46,25 13 19 3014,75 2805,75
Число и %% отделений, их выделивших 80
100%
80
100%
52
65%
49
61,2%
41
51,2%
22
27,5%
16
20%
80
100%
80
100%
Физических лиц 764 509 291 42 47 18 16 2109 1198
Укомплекто-
ванность физичес-
кими лицами
58,3% 66,2% 68,4% 107,7% 101,6% 138,5% 84,2% 69,9% 42,7%

Развитие, координация и кооперация научных исследований по проблеме термических поражений в России

В.Д.Федоров, А.А.Алексеев.

Политические и экономические потрясения в нашей стране в последнем десятилетии XX века привели к резкому сокращению бюджетного государственного финансирования здравоохранения, что не могло непосредственно не затронуть и медицинскую науку.

С распадом Советского Союза прекратили свою деятельность или подверглись существенному реформированию такие структуры, как Госкомитет по науке и технике, отраслевые и межведомственные Проблемные комиссии, в том числе Союзная Проблемная комиссия N3), которая координировала и контролировала научно-исследовательскую работу по проблеме «Раны и ожоги» в нашей стране.

В результате втечение прошедшего десятилетия практически не производилось бюджетного финансирования научных исследований в научно-исследовательских институтах федеративного подчинения. Это относится и к такой, бывшей всегда важной, государственной проблеме, как термические поражения.

В результате резко ухудшились условия для выполнения приоритетных научных разработок, а научная работа выполнялась за счет по прежнему остаточного финансирования лечебно-диагностической работы и предусматривала не столько желания, сколько клинико-лабораторные возможности каждого медицинского научного коллектива. Большинство выполняющихся работ в настоящее время имеет во многом констатационный или инерционный характер, то-есть их заделы были сделаны много лет назад, а в дальнейшем работы постепенно завершались и анализировались. Поэтому среди публикаций последних лет много повторов, перепевов ранее полученных данных.

Тем не менее можно с удовлетворением констатировать что, несмотря на все трудности нашего времени, контакты между специалистами-комбустиологами различных регионов России не ухудшились. Регулярно проводились (в том числе с международным участием) симпозиумы, конференции, съезды, конгрессы, на которых демонстрировались успешные результаты научных исследований и лечения. В 1997г. в рамках Ассоциации хирургов им Н.И.Пирогова организована секция «Термические поражения». В 1999г. начал издаваться в электронной версии журнал «Комбустиология».

Анализ материалов симпозиума в Саратове, конференции в Челябинске, конгресса в Москве 1998-2000гг. показал, что наибольшие научные мощности сохранили ожоговые центры Москвы, Н.-Новгорода, С.-Петербурга, Саранска, Саратова и еще нескольких городов. Следует отметить, что в каждом из них имеется своеобразие направлений исследований. Например, в Москве, в ожоговом центре Института хирургии им.А.В.Вишневского разрабатываются вопросы инфекции, иммунологии, антибиотикотерапии у обоженных, активного хирургического лечения обширных ожогов с использованием культивированных клеток, активного хирургического лечения ограниченных глубоких ожогов, в том числе, электроожогов, обезболивания, отдельные аспекты метаболических нарушений, их патогенеза и лечения, а также вопросы совершенствования методов хирургического лечения последствий ожогов. В ожоговом центре Института скорой помощи им.Н.В.Склифосовского большое внимание уделяется изучению патогенеза поражения желудочно-кишечного тракта у обожженных, интоксикации, термоингаляционных поражений, физическим методам лечения ожогов. В Нижегородском Республиканском ожоговом центре проводится широкий диапазон научных работ: последовательно продолжаются исследования нарушений нереспираторной функции легких и связанных с ними изменений клеток крови, гемостаза, отдельных вопросов патогенеза интоксикации, нарушений гормонального спектра, способов и средств местного лечения ожогов, реконструктивной хирургии, особенностей лечения обожженных детей и др. В Саранске в эксперименте продолжается активное изучение патогенетических реакций организма на ожог, сочетающийся с кровопотерей и разрабатываются способы их лечения. Работы ВМА С.-Петербурга, которые, к сожалению, в последние годы стали меньше представляться на научных форумах по проблеме термических поражений, в основном, посвящены вопросам местного лечения ожогов, а НИИ им. Джанелидзе посвящены разработке местного лечения кремами с сульфадиазином серебра отечественного производства, ксеноперфузии, эндогеннной интоксикации. Публикации из Самары свидетельствуют о том, что они активно занимаются вопросами комбинированной термоингаляционной травмы, сепсиса. В Саратове научные разработки более всего посвящены вопросам трансплантации культивированных клеток кожи и так далее.

Эти работы представляют несомненный интерес и имеют важное значение для понимания тех или иных особенностей патогенетических реакций при ожогах и для более успешного лечения больных. Однако, все они разрозненны. Каждый ожоговый центр, самостоятельно определяя научную тематику, основывается, как уже было упомянуто, на наличии той или иной аппаратуры и реактивов. Учитывая наш стандарт «минимальных возможностей», очень трудно избежать повторений. Поэтому, мы полагаем, надо возобновить, в рамках нашей проблемной комиссии, рецензирование научных работ , причем, как планируемых, так и их результатов. Это- элемнтарная координация. С другой стороны, правильно организованная корпоративная научно-практическая работа может и должна стать основой координированных научных исследований, при которых даже «повторения» будут дополнять, а не исключать друг друга, а большой статистический материал, объединяющий работу целого ряда клиник, станет основой для согласованных, единых рекомендаций и стандартов диагностики и лечения пострадавших от ожогов. На сегодняшний день таких стандартов не существует. Многие из нас принимали участие в подготовке методических рекомен-даций, писем, инструкций, которые под грифом Министерства Здравоохранения СССР предлагались к исполнению в стране. Однако, это , не всегда происходило, потому что, во-первых, эти документы часто не доходили до исполнителя, а, во-вторых, из-за того, что они, являясь результатом научно-практической работы какого-либо одного учреждения, не всегда совпадали с методами и наработками, принятыми в каком-либо другом ожоговом центре. Требований обязательного исполнения этих инструкций не было,- они носили рекомендательный характер.

Сегодня перед нашей Проблемной комиссией, стоит задача определения таких направлений и организации корпоративных исследований по ним в масштабах страны.

В июле (31) 2000 года Минздрав РФ издал приказ N299 <О введении в действие отраслевого стандарта «Технология выполнения простых медицинских услуг. Общие требования.»> Основанием для разработки этого приказа явилось Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.97г. N1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» и «Программа работ по созданию и развитию системы стандартизации в здравоохранении» от 21 июля 1998г., Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.12.98г. N374 «О введении классификатора «Простые медицинские услуги».

Этот Стандарт необходим для решения ряда задач, среди которых отработка нормативного обеспечения разработки и внедрения стандартов технологий выполнения медицинских услуг, установление единых требований к порядку профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных с различными заболеваниями, унификации расчетов стоимости медицинской помощи, разработок программ обязательного медицинского страхования и тарифов на медицинские услуги и другие.

В Приказе досконально расписан «Порядок разработки, экспертизы, апробации и внедрения отраслевых стандартов технологий выполнения простых медицинских услуг».

Учитывая вышесказанное, представляется целесообразным в рамках Проблемной комиссии по «Термическим поражениям» начать разработку современных стандартов по лечению обожженных на основании проведения комплексных, корпоративных, мультицентрических исследований по направлениям и темам, которые мы должны определить, как наиболее важные в настоящее время.

В мировой практике уже давно и с успехом применяется корпоративное решение важных задач. Сначала определяются наиболее перспективные направления исследований, затем формулируются цели и задачи и проводятся исследования исследования в нескольких учреждениях по заранее разработанным и согласованным между участниками работы программам, оформленным в виде протоколов. Полученные результаты, отраженные в протоколах, собираются в одном из учреждений соисполнителей и подвергаются анализу с применением современных статистических методов. Затем делаются выводы и формулируется резюме соответственно поставленной цели, причем, оно становится обязательным правилом протокольного характера для всех.

Мы взяли на себя смелость предложить уважаемым членам Проблемной комиссии для обсуждения несколько, с нашей точки зрения, первоочередных направлений.

Понимание патофизиологических механизмов развития шока за послед-ние 30 лет существенно улучшилось и в настоящее время считается, что обширные глубокие ожоги вызывают синдром системного воспалительного ответа по общей модели. Однако попытки разработать специфическую терапию, направленную на сбалансированную коррекцию нарушений гомеостаза, возникающих в ответ на выброс огромного количества медиаторов воспаления, пока находятся в стадии экспериментальных работ. Поэтому основной упор в лечении ожогового шока, как и 30 лет назад, продолжает делаться на выборе адекватной инфузионной терапии. Предметом дискуссии при этом является ее качественный состав. В мировой практике за последние 10-15 лет резко ограничились показания к переливанию нативной замороженной плазмы и идет серьезный пересмотр целесообразности применения растворов альбумина. Разное отношение к использованию искусственных коллоидных растворов при ожоговом шоке. Однако, вопросами инфузионной терапии проблема ожогового шока не ограничивается. Большинство современных ожоговых центров объединяет концептуальный подход к лечению пострадавших в период ожогового шока. Должен существовать стандарт лечения, который включает в себя и протоколы проведения анестезиологическо-реанимационных мероприятий у этой группы больных. Эти протоколы представляют собой совокупность правил и положений, обязательных к исполнению, регламентируют ведение больного на всех этапах острого периода ожоговой болезни (инфузионная терапия, объем мониторинга, показания к переводу больного на ИВЛ, кратность лабораторных исследований и т.д.).

В нашей стране было опубликовано немало методических рекомендаций и учебных пособий по лечению ожогового шока, которые в большинстве случаев являлись результатом научных изысканий 10-2—ти летней давности, а, иногда, и просто констатацией фактического положением дел в конкретной клиники. В них не были использованы современные методы статистического анализа и поэтому их достоверность и возможность применения в масштабе страны может оказаться сомнительной, тем более сейчас, когда появились новые средства и методики лечения.

Поэтому, представляется актуальным и своевременным проведение мультицентрового исследования результатов лечения тяжелообожженных в ожоговом шоке на базе различных клиник России с последующим обобщением полученных данных и на их основе создания протоколов интенсивной терапии у больных с тяжелой термической травмой.

Организационно-методические задачи:

  • Проведение научного поиска по материалам зарубежной и отечественной литературы и определение существующих на сегодняшний момент наиболее обоснованных и современных схем ведения тяжелообожженных в период ожогового шока.
  • Разработка совместно плана проведения мультицентрового исследования, включающего в себя единообразные протоколы противошокового лечения, сбора информации, анализа, прогноза и т.д. на основе современных методов статистического анализа для мультицентровых исследований.
  • Распределение с учетом конкретных возможностей участников многоцентрового исследования отдельных этапов работы.
  • Сбор и обобщение полученных результатов, разработка протоколов ведения больных в период ожогового шока.
  • Повторное проведение исследований на основе созданных протоколов с целью выявления совпадения прогностических оценок и реального результата.
  • Созыв согласительной конференции, сообщение полученных результатов и принятия протоколов противошокового лечения как стандарта обязательного для всех.

В последние десятилетия широкое развитие получила проблемам местного консервативного лечения ожоговых ран. В нашей стране, в связи с особенностями экономического положения, введением на многих предприятиях оборонного значения конверсии, необходимостью освоения новой продукции предприятиями текстильной и химической промышленности, создание повязок и препаратов для лечения ран и ожогов приобрело невиданные доселе масштабы. На сегодняшний день для местного лечения ожоговых ран предложено и применяется несколько сот препаратов и средств неорганического и органического, животного и растительного происхождения. По образному выражению Allgower (1956), «едва ли найдется что-нибудь в поле, лесу, на лугу, кухне и в аптеке, что не испытано было бы для лечения ожогов». Подобное множество препаратов и средств местного лечения ставит хирурга перед необходимостью выбора наиболее эффективных в каждом конкретном случае.

Во многих ожоговых центрах страны проходят клинические испытания новых средств местного лечения обожженных. При этом, производители стремятся провести испытания в ближайшем ожоговом отделении или центре, чтобы ускорить внедрение предлагаемого средства местного лечения, часто не утруждая себя составлением программ исследований, соответствующих международным требованиям. Такое положение вещей лишает широкие круги комбустиологов возможности объективной оценки новых препаратов и средств местного лечения, а также их сравнения с другими отечественными и зарубежными препаратами.

Только за последние годы в России проведен целый ряд исследований новых препаратов и средств местного лечения ожоговых ран. Так в Санкт Петербурге разработаны и исследованы в НИИ СП им. Джанелидзе препарат «КСВ», аналог сульфадиазина серебра, пленочное покрытие «Полипор», мазевые препараты «Содерм» и «Инсодерм», в Военно-медицинской Академии пленочное покрытие «Фолидерм», в Российском ожоговом центре (Н.Новгород) исследовано пленочное покрытие, содержащее медкодисперстный деминерализованный костный матрикс, в ожоговом центре НПМК «Экологическая медицина» (г.Астрахань) изучены результаты лечения ожоговых ран ксено- и аллотканями, в структуру которых дозированно включались антибактериальные, некролитические и стимулирующие регенерацию препараты, в детском ожоговом центре г. Екатеринбурга изучено новое средство лекарственного транспорта «Тизоль», в Московском детском ожоговом центре новый антисептик «Левасепт». Этот список можно продолжать, однако для иллюстрации ситуации приведенных примеров вполне достаточно. Однако, необходимо отметить, что ряд протоколов испытаний, которые нам приходилось рецензировать, не содержат объективной информации, позволяющий судить о свойствах исследуемых препаратов и средств местного лечения. Более того, экономические затраты на разработки средств местного лечения обожженных, не имеющих перспектив для дальнейшего широкого медицинского применения, нецелесообразны, так как сокращают и без того скудное бюджетное финансирование медицинской и фармацевтической промышленности.

Таким образом, многообразие существующих покрытий для местного лечения ожоговых ран делает необходимым систематизацию накопленного опыта их применения на основе универсального протокола оценки эффективности существующих и новых раневых покрытий. Полученные результаты позволят более конкретно определять перспективы дальнейших научных исследований в этом направлении. Для этого необходимо решить следующие организационно-методические задачи:

  1. провести многоцентровые контролируемые сравнительные клинические исследования различных раневых покрытий при местном лечении ожогов;
  2. на основании клинико-лабораторной оценки эффективности различных покрытий разработать показания и методику их применения при лечении обожженных;
  3. определить группы средств для местного лечения ожоговых ран, совершенствование и разработка которых в наибольшей степени отвечает потребностям современной комбустиологии;
  4. разработать протоколы применения различных видов раневых покрытий при лечении ожоговых ран в зависимости от тяжести травмы, стадии раневого процесса и тактики хирургического лечения.

К первостепенным задачам также можно отнести разработку Протокола хирургического лечения пострадавших от ожогов.

В настоящее время на фоне широкого внедрения в повседневную клиническую практику современных медицинских технологий и материально-технического переоснащения отделений термических поражений понятие «активной хирургической тактики» сформулированное более четверти века тому назад наполняется качественно новым содержанием. Наглядным тому подтверждением являются сообщения

  • о возможности и целесообразности транспортировки и оперативного лечения пострадавших в периоде ожогового шока;
  • о первичной хирургической реабилитации больных с локальными глубокими ожогами и одномоментном пластическом закрытии ран площадь которых составляет 25-30 % п.т. и более;
  • об иссечении пограничных ожогов.

Все это побуждает с одной стороны к ревизии и возможно пересмотру традиционной системы оказания хирургической помощи обожженным, с другой — к объективной оценке, всестороннему анализу и обобщению накопленного в последние годы передового опыта в лечении больных с термической травмой.

Для решения этих важных задач безусловно необходимы: прежде всего унификация системы сбора и анализа клинического материала; устранение имеющейся в настоящее время терминологической неопределенности понятий отражающих различные стороны, в частности, хирургического лечения обожженных.

Представляем вам схему первичной карты, которая может быть основой разработки протокола хирургического лечения пострадавшего от ожогов.

Есть и другие разделы иссследовний и лечения у обожженных, требующие унификации и стандартизации.

При этом необходимо, чтобы Проблемная комиссия была реальным координатором исследований.

Таким образом, задачей Проблемной комиссии является определение объекта исследований, а затем проведение довольно большой организационной работы по выбору исполнителей, составлению программ исследований и оформлению взаимодействия и взаимоотношений учреждений-соисполнителей в виде договоров.

В докладе сотрудника Российского ожогового центра НИИТО Н.А. Пономаревой отметчено, что система института информации, который работал на подготовку переводов и научных обзоров прекратила свое существование в 90-х годах. В то же время, интенсификация научных методик привела к сокращению периода актуальности имеющихся знаний, которые устаревают менее, чем через 5 лет. Сегодня наступило время активного общения по Internet, как с коллегами, так и с поисковыми системами. Автор доклада представила большой список поисковых систем и web -страниц, E — mail ожоговых центров страны, предложила сотрудникам Института хирургии им. А.В.Вишневского РАМН и НИИТО возобновить практику подготовки научных обзоров и перевода иностранной литературы с последующей передачей информации на дисках в ожоговые центры страны.

Обсуждаемые в докладах вопросы вызвали оживленную дискуссию, в которой приняли участие профессор С.А. Хунафин (Уфа), профессор В.В.Азолов (Нижний Новгород), профессор Г.И. Дмитриев (Нижний Новгород), профессор С.А. Малахов (Санкт-Петербург), доцент В.А. Жегалов (Нижний Новгород), профессор В.П.Яковлев (Москва), М. Ю. Коростелев (Челябинск), доцент А.А.Филимонов (Самара).

4. Организационные вопросы. На заседании в состав Проблемной комиссии были введены старший научный сотрудник Научно-практического центра МЗ РФ Института хирургии им. А.В.Вишневского РАМН М.Г.Крутиков и руководитель научно-организационного отдела НИИТО Н.А.Пономарева

В своем заключительном слове профессор А.А. Алексеев предложил считать это заседание в качестве Учредительного для создания Международной Ассоциации комбустиологов, а также подчеркнул основную задачу Комиссии — постоянно обращать внимание всех структур государства к проблеме лечения ожогов.

Председатель Проблемной комиссии академик РАМН В.Д. Федоров отметил, что состоялось очень важное заседание, и подчеркнул необходимость и в дальнейшем обсуждать конкретные вопросы, решение которых позволит улучшить организацию и оказание помощи пострадавшим от ожогов.

В заключение заседания было принято решение Проблемной комиссии.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ КОМИССИИ
«Термические поражения» Ученого Совета МЗ РФ
от 06.03.2001 г.

Заслушав и обсудив доклады В.В.Азолова и В.А.Жегалова «Итоги работы ожоговых центров России за последнее десятилетие: достижения, трудности и нерешенные вопросы», В.Д.Федорова и А.А.Алексеева «Развитие, координация и кооперация научных исследований в России по проблеме термических поражений», Н.А.Пономаревой «Современные возможности информационного обеспечения сотрудников ожоговых центров» проблемная комиссия отмечает, что в последнее десятилетие оказание помощи пострадавшим с термической травмой существенно ухудшилось. Отмечается значительный рост летальности во все периоды ожоговой болезни, особенно заметный в период ожогового шока, увеличивается количество больных с инвалидизирующими последствиями термической травмы. Вместе с тем широкое внедрение в практику работы ожоговых центров активной хирургической тактики привело к уменьшению длительности пребывания больных в стационаре. Однако эти достижения возможны лишь благодаря энтузиазму и самоотверженному труду сотрудников ожоговых центров в условиях финансового дефицита, недостаточности материально-технического и медикаментозного обеспечения.

Несмотря на почти полное отсутствие государственной поддержки в крупных ожоговых центрах продолжаются научные исследования как прикладного, так и фундаментального характера. Ряд разработок справедливо заслужили международное признание. Однако общее положение в стране отразилось и на медицинской науке, в которой нарушились координационные связи, практически отсутствует кооперация научных исследований. Эти негативные явления приводят к появлению дублирующих друг друга работ, нерациональному расходу минимальных существующих бюджетных средств.

Исходя из существующего положения в состоянии проблемы термических поражений комиссия принимает следующее решение.

  1. С целью совершенствования организации и повышения качества оказания медицинской помощи пострадавшим с термической травмой Проблемная комиссия считает необходимым руководствоваться в своей работе следующими основными задачами:
    • анализ и обобщение результатов лечебно-профилактической, организационно-методической и научно-исследовательской работы по проблеме «термические поражения»;
    • координация и кооперация научно — практической работы специализированных ожоговых отделений и центров РФ, содействие внедрению передовых медицинских технологий лечения термических поражений и их последствий;
    • разработка комплексных перспективных научно-исследовательских программ изучения патогенеза, клиники, диагностики и современных высокотехнологичных методов лечения термических поражений и их последствий;
    • организация многоцентровых контролируемых исследований в рамках разработанных комплексных программ с определением конкретных организаций-исполнителей и стандартизацией методик, научных и медико-статистических результатов проведенных исследований в рамках изучаемых проблем;
    • создание стандартов оказания медицинской помощи больным с термическими поражениями и их последствиями и сотрудничество с учреждениями практического здравоохранения, региональными Департаментами и Управлениями здравоохранения, фондами ОМС и другими страховыми компаниями в их разработке и внедрении;
    • предоставление информации в Министерство Здравоохранения РФ о результатах работы Проблемной комиссии
  2. Проблемная комиссия отмечает ухудшение возможностей и качества оказания специализированной медицинской помощи больным с термическими поражениями и их последствиями, что выражается в повышении общей летальности и инвалидизации на фоне резкого ухудшения финансового, материально-технического и медикаментозного обеспечения ожоговых центров, износа существующего оборудования. Особенно обращает на себя внимание значительное ухудшение качества и организации квалифицированной медицинской помощи обожженным в лечебных учреждениях районного и городского звена, беспрециндентный рост летальности в период ожогового шока.
  3. Проблемная комиссия считает целесообразным:
    • осуществлять контроль и проводить анализ деятельности специализированных и неспециализированных лечебно-профилактических учреждений, оказывающих помощь больным с термическими поражениями;
    • координировать деятельности всех лечебно-профилактических и научных учреждений РФ, занимающихся проблемами термических поражений.
  4. Проблемная комиссия считает необходимым разработать минимальные стандарты обеспечения современным лечебно-диагностическим оборудованием, медикаментами и расходными материалами ожоговых центров и отделений РФ.
  5. Проблемная комиссия считает необходимым организовать специализированные ожоговые центры (отделения) в следующих административных территориях России:
  6. Проблемная комиссия рекомендует организовать курсы термических поражений на базе межрегиональных ожоговых центров при кафедрах Институтов (факультетов) последипломного образования для повышения качества подготовки врачей лечебно-профилактических учреждений общего профиля.
  7. С целью координации НИР по проблемам термических поражений проблемная комиссия считает целесообразной практику обязательного рецензирования тематики НИР и ее результатов членами комиссии.
  8. Проблемная комиссия организует и руководит проведением корпоративных многоцентровых исследований по наиболее перспективным темам НИР, создает рабочие группы по этим темам, в задачу которых входит разработка протоколов и стандартов исследований, выбор организаций исполнителей с учетом их материально-технического и научного потенциала.
  9. Проблемная комиссия руководит и организует разработку стандартов медицинской помощи больным с термическими поражениями и их последствиями на основе проведенных многоцентровых исследований и направляет их на утверждение в МЗ РФ.
  10. Проблемная комиссия ходатайствует перед МЗ РФ о выделении средств на командировочные расходы для проведения организационно-методической работы в лечебно-профилактических учреждениях регионов.