single-journal

Медицинская информационная система «Картотека» в практике работы ожогового стационара

Иванкин А.
Хорсев А.
Куликов А.
Слесаренко С.В.
Бадюл П.

n22_d5_0

В условиях прогрессирующего роста требований к информатизации во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в медицине, значение качественных и удобных пользователям программных продуктов трудно переоценить. Внедрение в Украине национальной программы информатизации государственных органов управления и создание информационно-аналитических систем подтверждает приоритетность научных разработок в этой области.

С целью повышения эффективности использования медицинской информации была разработана и использована в практике работы стационара центра термической травмы и пластической хирургии, информационная система (ИС), содержащая данные о движении больных и о работе специалистов.

Основные задачи, решенные при внедрении системы «Картотека»:

  • Создание, хранение и работа с электронной картой пациента
  • Обеспечение руководства лечебного учреждения актуальной информацией о показателях работы учреждения
  • Формирования статистических отчетов о работе учреждения
  • Обеспечение статистической информацией научной деятельности учреждения

 

При  внедрении большинства медицинских информационных систем в лечебно-профилактических учреждений как правило возникают проблемы, которые можно разделить на основные группы:

  • Отсутствие у лечебного учреждения необходимого лицензионного программного обеспечения для сервера и рабочих мест
  • Повышенные требования к программному и аппаратному обеспечению современных информационных систем
  • Отсутствие в штате медицинского учреждения квалифицированного персонала для обслуживания информационной системы

 

ИС «Картотека» это многоплатформенная информационная система построенная по трехзвенной архитектуре.

Система размещается в локальной сети медицинского учреждения на Unix-сервере, доступ к системе с рабочих мест происходит через интернет-броузер. Все программное обеспечение, размещаемое на Unix-сервере, является свободно распространяем и не требующим покупки лицензии так же, как и другие программные компоненты, входящие в ИС: операционная система — Linux Red Hat  9.0, СУБД: SAP DB 7.3, вэб-сервер Apache 1.3; язык программирования: PHP 4.3. Клиент может быть обеспечен операционной системой на выбор: Windows 9x, 2000, XP, Linux с вэб-броузерами: Internet Explorer или Mozilla версии старше 5.0

n22_d5_1

Рис. 1.  Схема локальной сети медицинского учреждения

 

 

Система обеспечивает многопользовательскую работу сотрудников медицинского учреждения по вводу и редактированию информации в электронных картах пациентов, формированию выписок из историй болезни и статистических отчетов.

Разделение пользователей  на группы позволяет предоставлять доступ пользователю только к определенным функциям и данным системы. Права пользователя на функции и данные системы определяется на основании его служебных обязанностей.  Все операции пользователей в системе документируются и сохраняются для анализа ошибочных действий. Компоненты ИС, в которых пользователи осуществляют ввод и редактирование данных, содержат средства защиты от ошибочного ввода и соответствуют требованиям по эргономике и технической эстетике. ИС содержит средства резервного копирования  данных для защиты информации при сбоях питания, отказах оборудования или ошибочных действиях пользователей.

 

Особенности системы «Картотека»

  • Модульная структура системы. Возможность добавления новых модулей без изменения существующих. После внедрения системы в ожоговом стационаре были добавлены модули: «Исследования качества жизни»   - ведение базы исследований уровня качества жизни больного с последствиями термической травмы по методикам SF36 и EuroQol-5D; «Оценки функционального состояния конечностей».
  • Доступ к системе пользователем с собственными настройками с любого рабочего места в сети. Мониторинг действий пользователя в системе.
  • Мгновенное обновление системы после изменения программного обеспечения на сервере. Отсутствие необходимости изменения программного обеспечения на рабочем месте.
  • Накопление информации без заметного замедления работы системы. Добавление в отчеты системы информации о результатах прошлых лет.
  • Увеличение производительности системы без участия разработчика

 

 

 

Таким образом, внедренная система позволяет получить стандартные статистические данные о движении больных и о работе врачей; формирует заданные отчёты стационара; способствует экономии времени медицинского персонала, затрачиваемого на оформление медицинской документации; сохраняет возможность добавления новых модулей о дополнительных исследованиях, проводимых у больного; обладает надёжностью хранения и защиты вводимых данных, выполняя функции электронного архива.

 

Скриншоты системы:

Вход в систему:

n22_d5_2

 

Работа с базой пользователей:

n22_d5_3

Работа с историей болезни

n22_d5_4

Ввод информации об операционном вмешательстве

n22_d5_5

Отчеты системы

n22_d5_6